А.Адан
«Жизель»
Балет в 2-х действиях
Либретто Т. Готье, В. де Сен-Жоржа
Хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа
(По легенде, пересказанной Г.Гейне)
Премьера спектакля состоялась 23 марта 2005 г.
Продолжительность 1 час 45 мин
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА
Балетмейстеры-постановщики - Т. Нуркалиев, Г. Бурибаева
Дирижер-постановщик - А. Мухитдинов
Сценографи - заслуженный деятель Казахстана М. Байкенов
Художник по костюмам - Г. Бурибаева
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Французский композитор Адольф-Шарль Адан (1803-1856 г.) - один из основоположников романтического балета. Им создано 60 оперных и балетных партитур, из которых наибольшей известностью пользуются оперы: «Почтальон из Лонжюмо», «Когда бы я был королем», «Нюрнбергская кукла»; балеты «Морской разбойник», «Жизель», «Своенравная жена», «Корсар».
Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года на сцене Гранд-Опера в Париже и имела огромный успех. С 1884 года в Петербурге идет новая постановка балета в хореографии Мариуса Петипа, который стал редактором хореографического текста «Жизели».
И по сей день «Жизель» - наиболее популярный балет, вершина мировой хореографии.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКИ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В деревушке на юге Франции живет со своей матерью крестьянская девушка Жизель, в которую влюблен граф Альберт. Чтобы не выдать свое происхождение, при встречах с ней он переодевается в крестьянина. Влюбленная пара танцует, но их танец прерывает лесничий Ганс. Он тоже любит Жизель и пытается предупредить девушку о недобрых намерениях Альберта.
Раздаются звуки охоты. Альберт боится быть узнанным и убегает. Появляется пышная охота во главе с Герцогом – отцом Альберта и невестой Альберта Батильдой. Жизель с матерью радушно встречают гостей. Скромность и застенчивость Жизели вызывают симпатию Герцога и Батильды, последняя дарит девушке драгоценное ожерелье ко дню ее свадьбы. Все расходятся. Появляется встревоженный Ганс. Теперь он знает тайну незнакомца: в руках у него герцогская шпага! Возмущенный обманом, Ганс разоблачает Альберта. Жизель не верит Гансу, она умоляет Альберта сказать, что это ложь. Тогда Ганс трубит в рог, появляются Герцог и Батильда. Жизель узнает, что Батильда – невеста Альберта.
В отчаянии Жизель срывает с себя ожерелье и бросает его к ногам невесты. Сознание ее затуманивается. Обессиленная горем, она падает без чувств. Она сошла с ума. Натолкнувшись на шпагу, она берет ее в руки и начинает бессознательно кружиться. Ганс вырывает шпагу, но поздно – Жизель мертва.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Полночь. Ганс пришел на могилу Жизели. Мирта, повелительница виллис, вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять её в хоровод виллис. Виллисы - души девушек, умерших до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами, ...неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне). Виллисы заставляют Ганса танцевать и, закружив, бросают в озеро.
К могиле Жизели приходит граф Альберт. Мирта приказывает ему танцевать. Жизель просит Мирту отпустить Альберта, но виллисы неумолимы.
Светает. С восходом солнца виллисы теряют силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. Но она всегда будет жить в памяти Альберта вечным сожалением о потерянной любви, той любви, которая сильнее самой смерти.